Мобильная связь в экстремальных ситуациях

Надежность связи – фундаментальное требование на всех этапах управления в чрезвычайных ситуациях, от проведения предупредительных и подготовительных мероприятий до оперативного реагирования на происходящее и устранения последствий катастроф.

Чтобы понять, насколько эффективны сотовые сети в различных условиях, целесообразно изучить их работу при крупных авариях, катаклизмах и катастрофах, когда службам ЧС больше всего нужна срочная связь. Результаты такого анализа наглядно покажут, смогут ли коммерческие операторы связи обеспечить в подобных условиях необходимую отказоустойчивость своих систем и сохранить их зону обслуживания.

ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ

При катастрофах такого рода зачастую нарушается связь именно в том районе, где больше всего требуются скоординированные действия служб ЧС. Это может быть вызвано и повреждением телекоммуникационной инфраструктуры, и быстрой перегрузкой наличных ресурсов связи. Из приведенных ниже примеров видно, где и почему сотовые сети становились либо недоступными службам ЧС, либо бесполезными для них.

 Атака на Всемирный торговый центр. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.

Атака террористов на Всемирный торговый центр (ВТЦ) 11 сентября 2001 года повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы и нанесла большой материальный ущерб.
Врезавшиеся в здания самолеты не только нанесли ущерб общедоступным наземным и мобильным сетям связи, но и привели к сильной перегрузке тех из них, которые все же сохранили работоспособность.

Фирма Verizon, крупнейший оператор связи в Манхэттене, где произошли теракты, после того, как обрушились здания, потеряла множество коммутационных станций. Была повреждена, уничтожена или затоплена масса кабелепроводов с медными и волоконно-оптическими кабелями вблизи комплекса ВТЦ, вплотную к которому также примыкал корпоративный центр фирмы с многочисленными кабельными колодцами и целым этажом коммутационного оборудования. Это здание было сильно повреждено упавшими обломками башен.

За считанные минуты Verizon утратила 200 тыс. каналов, 150 тыс. магистралей частных АТС, 3,7 млн. каналов передачи данных и 10 сотовых сайтов. В результате была нарушена связь у 14 тыс. частных и 20 тыс. корпоративных клиентов.

Положение усугубилось тем, что в первые 24 часа после терактов оказались перегружены мобильные коммутационные центры другого оператора – компании Sprint. Этот провайдер попытался заменить утраченные сайты мобильными установками COW (Cellular on Wheels – «ячейки на колесах»), которые одновременно должны были увеличить пропускную способность сети. Однако в городских условиях Нижнего Манхэттена сделать это оказалось не просто.

Перегрузка сотовых сетей создала серьезные проблемы не только для частных пользователей, но и для служб ЧС. В октябре 2001 г. NCS (National Communication System – национальная коммуникационная система) – организация, консультирующая правительство США по вопросам связи – выдвинула инициативу создания системы приоритетных вызовов, которая бы гарантировала мобильную связь службам ЧС и правительственным чиновникам в чрезвычайных обстоятельствах.

Стало совершенно ясно, что коммерческие сети общего пользования не обладают ни отказоустойчивостью, ни емкостью каналов связи, которые необходимы в подобных случаях. Проявились, правда, слабые места и аналоговых радиосистем, используемых службами ЧС. Ряд серьезных недостатков подобных средств был отмечен в докладе Мак Кинси, подготовленном пять месяцев спустя по заказу службы пожарной охраны Нью-Йорка. Отдельные его выводы приводятся ниже.

  • Портативные радиостанции пожарных оказались очень ненадежными в высотных зданиях, где не было возможности усилить сигнал и передать его на систему ретрансляторов.
  • Оказался полностью забит эфир, так как на одной частоте начали работать сразу два канала экстренной связи, один из которых предназначался для высшего руководства пожарной службы, а другой – для поддержания контакта с машинами скорой медицинской помощи в масштабах всего города.
  • На диспетчеров пожарной службы обрушилось огромное количество вызовов, которые поступали по самым разным каналам – телефону, радио, электронной почте.

На основании проведенного анализа составители доклада выработали ряд следующих рекомендаций:

  • Расширить полосу радиочастот для увеличения числа каналов.
  • Увеличить возможности использования системы управления и улучшить подготовку диспетчеров.
  • Провести оценку зданий и инфраструктуры городской радиосвязи на предмет их соответствия требованиям служб ЧС.
  • При возникновении крупных инцидентов наладить совместное планирование и координацию действий служб ЧС с организациями общественной безопасности.

 Атака на Пентагон. Вашингтон, сентябрь 2001 г.

В тот же день, 11 сентября 2001 г., пилотируемый террористами самолет врезался в здание министерства обороны США в Вашингтоне.

Сразу после катастрофы сотовая связь в этом районе стала совершенно бесполезной – в ответ на вызовы раздавались лишь короткие гудки. Трафик в сетях Verizon возрос по сравнению с обычным для Америки уровнем в полтора-два раза, а компания Cingular Wireless – второй по величине оператор беспроводной связи – отметила в своей вашингтонской сети даже четырехкратное увеличение вызовов. В дополнение к этому невероятно повысилось количество разговоров в обычной телефонной сети, по которой частично проходит мобильный трафик. Скачок спроса на телефонные услуги привел к тому, что пользователям, включая сотрудников служб ЧС, приходилось подолгу дожидаться соединения, уже установленная связь внезапно прерывалась.

Чтобы исправить положение и обеспечить мобильную связь для управления операциями спасения, Verizon развернула вблизи Пентагона уже упоминавшиеся мобильные центры сотовой связи COW и раздала сотрудникам служб безопасности мобильные телефоны. В сетях iDEN фирмы Nextel в первые часы после теракта отказала лишь сотовая связь, но услуга прямого подключения Direct Connect, позволяющая устанавливать двустороннюю связь между владельцами телефонов, и двухсторонний обмен текстовыми сообщениями остались доступными. Оба эти сервиса нисколько не зависят от обычной телефонной сети общего пользования, что в немалой степени способствует их надежности и доступности.

Единственным средством, обеспечившим надежную и устойчивую связь служб ЧС в этих условиях, оказались их собственные системы ПМР. Вот что говорится по этому поводу в докладе организации беспроводных программ общественной безопасности PSWN, озаглавленном «Answering The Call: Communication Lessons Learned From The Pentagon Attack» («Ответ на вызов: уроки связи, извлеченные из атаки на Пентагон»):
Крупные инциденты, где бы они ни происходили, наглядно демонстрируют, что коммерческие сети просто не рассчитаны на то колоссальное увеличение вызовов, которое происходит в месте действия и вблизи него. Из результатов опроса следует, что надежную связь в таких условиях смогли обеспечить лишь наземные радиосистемы мобильной связи Land Mobile Radio Systems.

 Взрыв в финском торговом центре. Окрестности Хельсинки, октябрь 2002 г.

11 октября 2002 года в торговом центре Myyrmanni, расположенном в пригороде Вантаа города Миирмяки вблизи столицы Финляндии Хельсинки, произошел взрыв бомбы, унесший несколько человеческих жизней.

Когда тысячи людей попытались одновременно дозвониться до служб безопасности по номеру 112, до своих друзей и родственников, работа сетей GSM, обслуживавших этот район, была полностью блокирована. Это серьезно помешало проведению спасательных операций, так как организовать размещение раненых в больницах можно было только при помощи сотовой связи. Сложности возникли и у пожарных, которые для связи с другими службами ЧС пользовались каналами GSM.

Авиационная катастрофа. Милан, апрель 2002 г.

В апреле 2002 г. небольшой самолет врезался в здание компании Pirelli (известное как Pirellone) в самом центре Милана.

Сразу же после катастрофы сети сотовой связи были перегружены множеством звонков, что сильно помешало проведению спасательных операций.

Поддерживать радиосвязь удавалось лишь по системе PMR, однако радиооборудование различных ведомств оказалось несовместимым, в результате чего работы велись не так быстро и оперативно, как того требовала обстановка.

Пожар в Стокгольме. Март 2001 г.

Сильный пожар в стокгольмском туннеле, произошедший в марте 2001 г., привел к нарушениям энергоснабжения и связи. Он лишил электричества 50 тыс. городских жителей, серьезно сказался на деловом сообществе и телекоммуникационной инфраструктуре. Перебои в электропитании, начавшиеся в воскресенье утром, удалось устранить лишь к вечеру понедельника.

Крупнейший работодатель этого региона фирма Ericsson предложила 11 тысячам своих сотрудников не выходить в понедельник на работу, так как их рабочие места были обесточены. Такое же решение приняла и корпорации IBM в отношении 2 тысяч своих местных служащих.

В столице Швеции была сильно нарушена стационарная и мобильная связь, на восстановление которой ушло более 2 суток.

 Действия террористов-смертников в Шри-Ланке

В столице Шри-Ланки городе Коломбо за последние годы террористами-смертниками было проведено несколько терактов, которые показали неспособность сотовых сетей обеспечить в таких условиях срочную связь.

Каждая из этих атак приводила к серьезным перебоям в работе мобильных сетей из-за огромного количества вызовов. Операторы связи, нагрузка на которых ежегодно возрастает примерно в полтора раза, были вынуждены задействовать свои резервные ресурсы, и когда после первых известий о терактах люди начинали звонить по телефону, система оказывалась заблокированной. Этого, возможно, не случилось бы, если бы в сетях были предусмотрены механизмы распределения нагрузки. Избежать подобного развития событий помогла бы и система приоритетов, способная блокировать работу всех абонентов сети, кроме сотрудников служб ЧС. Однако отсутствовала и она.

Еще более усугубляют проблему каналы связи между мобильными сетями общего доступа и обычными АТС. Те, кто пользовались услугами нескольких операторов связи, обнаруживали, что могут связаться с абонентами только внутри одной сети.

Для решения проблемы машины скорой медицинской помощи крупных травматологических больниц, куда доставлялись жертвы взрывов, были оснащены радиостанциями транковой системы, не связанной с другими сетями.

Угроза взрыва на скачках Grand National. Эйнтри, Великобритания, апрель 1997 г.

В апреле 1997 года скачки Grand National были срочно прекращены из-за угрозы Ирландской республиканской армии взорвать ипподром. Это вызвало самую крупномасштабную эвакуацию людей со времен Второй мировой войны.

В такой ситуации наземные и сотовые сети связи оказались полностью забитыми. Чтобы обеспечить правительственным чиновникам и военным связь по общедоступным сетям, было решено привести в действие государственную систему GTPS (Government Telephone Preference Scheme – правительственную схему приоритетной телефонии), призванную обеспечить приоритетную обработку вызовов высшего руководства страны за счет сокращения доступа обычных абонентов.

К сожалению, это не дало желаемого результата. Правительственные чиновники так и не получили доступ в одну из мобильных сетей из-за перегрузки каналов связи, а военные саперы не смогли воспользоваться своими мобильными телефонами, так как те не были зарегистрированы.

 Пожар в Волендаме. Нидерланды, январь 2001 г.

В первые часы 2001 года вспыхнул пожар на заполненной сотнями подростков дискотеке голландского города Волендам. Причиной возгорания стали, по-видимому, бенгальские огни, пламя с которых перекинулось на свисавшие с потолка гирлянды, не обработанные огнеупорным составом. Погибли 10 подростков, более 150 получили серьезные травмы.

На сообщение о пожаре службы ЧС отреагировали мгновенно: уже через 6 минут пожарная команда и полиция были на месте происшествия. Однако их эффективной работе же помешали проблемы со связью. Представители различных структур остались без общего оперативного руководства, действовали разрозненно, по-разному представляли себе ситуацию.

 Взрыв на складе фейерверков. Эншеде, Нидерланды, май 2000 года. 

13 мая 2000 года на складе фейерверков в голландском городе Эншеде произошел взрыв, последствия которого сказались в зоне диаметром более километра, где проживало 5 300 человек. Прямыми последствиями инцидента стала гибель 22 человек, ранение еще 800 и полное разрушение не менее 400 жилищ.

Все службы ЧС, включая пожарные команды, полицию и скорую медицинскую помощь, выехали немедленно, однако не смогли действовать достаточно решительно и эффективно из-за целого ряда коммуникационных проблем. Связь между отдельными структурами оказалась явно недостаточной, а пожарная команда так и не смогла взять на себя общее оперативное руководство и обеспечить четкую координацию действий.
Серьезные трудности были отмечены в центрах управления, призванных выделять и распределять ресурсы. Их операторы оказались не в состоянии обрабатывать огромные потоки вызовов от людей, которые сообщали о происходящем и хотели получить информацию. В центрах управления не оказалось ни нужного оборудования, ни подготовленных специалистов, необходимых для работы при катастрофах такого масштаба. Более того, многие руководители так и не получили из своих центров управления сообщения о взрыве, а сигналы тревоги подавались безо всякой системы и без особого контроля.

 Железнодорожная катастрофа. Аста, Норвегия, январь 2000 г.

Столкновение поездов в норвежском городе Аста 4 января 2000 года и возникший после этого пожар унесли жизни 19 человек. Еще 67 пассажиров получили травмы.

Расследование так и не смогло установить истинную причину катастрофы — остались под подозрением как неисправность сигнализации, так и человеческий фактор.

Проведению спасательных операций и здесь сильно мешали проблемы со связью. Службы ЧС оказались не в состоянии передавать конфиденциальную информацию по сотовым сетям, так как те были полностью перегруженными. Оставшиеся в живых пассажиры начали активно звонить родственникам и знакомым, а когда к месту аварии подъехали корреспонденты, ситуация стала еще сложнее.

Не удалось также организовать четкого взаимодействия между различными службами, принимавшими участие в ликвидации последствий катастрофы, так как их системы оказались несовместимыми. Даже руководителю операции это помешало общаться с руководством других ведомств, чтобы координировать работу всех команд. В результате руководство операцией производилось далеко не так эффективно, как требовалось.

При этом инциденте вскрылись и недостатки системы радиосвязи: поездные радиостанции не смогли работать в одном из каналов, и контакт между контроллерами поездов отсутствовал. С учетом этого было внесено предложение усовершенствовать радиосеть железной дороги.

ПРИРОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ

Природные катаклизмы, как правило, охватывают большие территории и влияют на жизнь очень многих людей в течение долгого времени. Оказывая серьезное воздействие на коммунальную инфраструктуру, они способны вывести из строя ее ключевые элементы, включая системы электроснабжения и связи. Чтобы поддерживать закон и порядок при стихийных бедствиях, защищать человеческую жизнь и помогать в ликвидации последствий, службам ЧС необходима надежная связь. Однако, как видно из приводимых ниже примеров, коммуникационные системы общего пользования также зачастую становятся жертвами разгулявшейся стихии.

 Бури во Франции. Зима 1999 г.

В последние дни 1999 года по Франции, как и по многим другим европейским странам, пронеслись две снежные бури. Скорость ветра в некоторых районах достигала 200 км/час, что вызвало серьезные повреждения сетей электроснабжения и связи. Сильный шторм нарушил даже движение по железным дорогам и подачу воды в здания.

Перебои в электроснабжении были вызваны падением мачт и столбов на линиях электропередач, обрывами проводов под действием ветра и падающих деревьев. Когда буря утихла, без света осталось 3,5 млн. домов.

Серьезные повреждения получила обычная телефонная сеть общего пользования. Буря вывела из строя множество телефонных линий, лишив их электропитания и оборвав висящие в воздухе провода.

На территории Франции развернуто 3 сети GSM, одна из которых работает в диапазоне 1 800 МГц, а две другие – в диапазоне 900 МГц. Все они были сильно повреждены. Главной причиной прекращения мобильной связи стало отсутствие электроснабжения, из-за чего отключились очень многие ретрансляционные станции. Это еще раз подчеркнуло, что отказоустойчивость сетей GSM обеспечивается лишь при кратковременном исчезновении электричества.

Конечно, в данном случае последствия снежных бурь оказались специфичными для условий Франции, где для связи используется комбинация подземных, воздушных и радиолиний, городские районы чередуются с сельской местностью, а конструирование систем ведется на основе общепринятых правил. Тем не менее, опыт Electricite de France показал, что надежность сетей GSM гораздо ниже, чем специализированной системы ПМР, развернутой этой компанией электроснабжения.

Землетрясение в Афинах. Сентябрь 1999 г.

В столице Греции 7 сентября 1999 года произошло сильное землетрясение силой 5,9 баллов по шкале Рихтера. Оно длилось всего 10 секунд, но за это короткое время погибли и были ранены люди, многие здания были разрушены. Самые тревожные сообщения поступали из районов Мениди, Лиосия, Зефири, Тракомакедонес, Филадельфия, К. Кифиссия, Метаморфози, Петроуполи, Северная Иония, Северная Эритрея, Перистери, Аг Анаргири, Хайдари и Галатси. Подземные толчки ощущались даже в Коринфе, расположенном на 100 км южнее. В результате землетрясения обрушилось 65 зданий, из которых почти все были жилыми, и под их обломками погибло 143 человека. Раненых насчитывалось около 7 тыс.

Сразу же были мобилизованы все службы ЧС. К операции подключился Национальный центр по действиям в чрезвычайных ситуациях при Генеральном секретариате гражданской защиты, равно как и оперативные центры других ведомств – полиции, пожарной охраны, скорой медицинской помощи (EKAB), организации по планированию и защите от землетрясений (EPPO).

Прежде всего, было крайне важно восстановить линии связи и наладить оповещение населения. Как и в других случаях, описанных выше, в первые часы после землетрясения было просто невозможно использовать для управления ни проводные, ни мобильные телекоммуникационные сети. Вся информация о происходящем передавалась по радиоканалам полиции и пожарной охраны, а телефонные сети, в том числе и сотовые, оказались полностью блокированными. Пришлось срочно организовать команды оценки обстановки, снабдить их карманными радиостанциями ПМР и направить во все районы бедствия, а для наблюдения с воздуха поднять вертолеты.

Землетрясение в Кобе. Япония, январь 1995 г.

17 января 1995 года на юге центральной Японии произошло землетрясение силой 7,2 балла, эпицентр которого лежал между городами Кобе и Осака. Разбушевавшаяся стихия унесла более 5 тыс. жизней и разрушила почти 180 тыс. зданий.

Для коммуникационной инфраструктуры последствия оказались беспрецедентными. Из-за прекращения подачи электроэнергии 285 тыс. абонентов телефонной сети общего пользования лишились связи, вместе с домами было уничтожено 100 тыс. линий связи и еще столько же было разорвано вне зданий. В дополнение к этому в сети возникли страшные заторы. В первый день после землетрясения трафик в Кобе превысил пиковое значение в 50 раз, выйдя за рамки возможностей телекоммуникационной системы. Ведущий оператор внутренней связи Японии корпорация NTT блокировала 95% всех входящих вызовов, чтобы обеспечить связью полицейские участки, правительственные организации и телефоны общего доступа. Однако очень многие пытались звонить по платным телефонам, и это быстро привело к перегрузке каналов связи.

Приоритет был предоставлен и службам спасения, но их работе сильно мешали перегрузка сети и недостаточное число операторов.

Серьезные заторы и повреждения коснулись также мобильных систем общего пользования – трафик в них в 7 раз превысил обычное пиковое значение. Были повреждены ретрансляционные вышки операторов мобильной связи, очень быстро иссякла энергия в резервных аккумуляторах. Узким местом оказались и каналы связи с локальными проводными сетями.

Землетрясение Чи-чи на Тайване. Сентябрь 1999 г.

Сильное и разрушительное землетрясение потрясло 20 сентября 1999 г. северо-запад Тайваня. Его эпицентр находился неглубоко от поверхности земли, вблизи небольшого городка Чи-чи в 150 км к юго-западу от Тайпея. Это вызвало серьезные разрушения и жертвы в городах Чунляо, Мейшан, Тайчунг, Фонгуен и Донгсю. Сообщения о гибели людей и разрушении зданий поступали даже из густонаселенной столицы Тайпея. По сообщению тайваньского телевидения, в тот день погибло 2 100 человек и еще 8 000 было ранено.

Сильные повреждения получили кабельные колодцы, однако проложенные в них кабели не пострадали. Тем не менее, и сотовая, и обычная телефонная связь прервалась, что было вызвано частично повреждением зданий базовых станций, их оборудования и сотовых сайтов, а частично – прекращением подачи электроэнергии .

Ледяной шторм в Нью-Йорке. Январь 1998 г.

Беспрецедентный по своим масштабам ледяной шторм, прокатившийся по северо-востоку США в январе 1998 г., нанес огромный ущерб лесопаркам в городах и сельской местности на площади 18 млн. акров. Пострадали штаты Мэн, Нью-Гэмпшир, Вермонт и Нью-Йорк. Особенно сильный урон понесли компании, общественные здания и коммунальная инфраструктура Нью-Йорка, который оставался без электроснабжения в течение 23 дней. Дело дошло до того, что 10 января президент США Билл Клинтон объявил графства Клинтон, Эссекс, Франклин, Джефферсон, Льюис и Сент-Лоренс зоной бедствия.

Входящая и исходящая связь в этих районах была прервана по целому ряду причин. Линии связи, локальные телефонные станции и сотовые ретрансляторы из-за отсутствия электропитания оказались неработоспособными. По этой же причине не могли использовать свою связь и компании, где также замолчали офисные АТС.

Те системы, где имелись резервные электрогенераторы, проработали недолго — они лишились питания, как только иссякли запасы топлива. Еще быстрее разрядились запасные аккумуляторы, специально установленные на случай перебоев в подаче электроэнергии. В результате некоторые районы в течение долгого времени оставались без связи, если не считать любительских радиостанций. А без этого было очень трудно принимать необходимые меры.

На опыте шторма Федеральное агентство США по действиям в чрезвычайных ситуациях выработало ряд рекомендаций. Было предложено, в частности, развернуть в сотовых сетях систему приоритетов, обеспечивающую управление службами ЧС даже при перегрузке общедоступных каналов.

ОТКАЗЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Сотовые системы имеют иерархическую структуру сетевых элементов, которая обладает недостаточной стойкостью к отказам и требует резервирования. Ниже приводится ряд примеров, из которых видно, насколько серьезно выход из строя отдельных компонентов сказывается на работе общедоступной сети и как долго длятся такие перебои. Все приведенные факты довольно свежи – они имели место за последние несколько лет. Таким образом, по ним вполне можно судить, что в работе сотовых сетей могут случаться – и случаются – серьезные перебои.

 Обесточивание коммутатора в Гэмпшире. Великобритания, апрель 2002 г.

Серьезная авария, произошедшая в Саутхэмптоне на телефонном коммутаторе компании British Telecom 25 апреля 2002 г., имела катастрофические последствия. Без телефонной связи остались весь юго-запад графства Гэмпшир и юг графства Уилтшир. Жители обоих графств лишились возможности звонить в службу спасения. В течение вечера без телефона оставалось свыше 400 тыс. жителей на большей части Гэмпшира.

Из-за потери коммутатора в районе сохранила работоспособность только одна сотовая сеть Orange, которая не зависела от инфраструктуры British Telecom. В результате полиция графства осталась без наземной связи, электронной почты, факса, мобильных телефонов и большинства УКВ-радиостанций. Восстановить нормальную связь удалось лишь после ремонта коммутатора, который длился 5 часов. Все это время полицейские могли поддерживать связь лишь по тем УКВ-радиостанциям, которые не зависели от проводной инфраструктуры.

 Пожар на телефонном коммутаторе в Ройтлингене. Германия, август 1998 г.

Пожар в передающем зале коммутатора Deutsche Telecom, вспыхнувший 1 августа 1998 года, вывел из строя две трети городских телефонных линий, лишив связи 54 тыс. абонентов. При этом была нарушена не только обычная телефонная связь, но и мобильная, которая частично проходила по общедоступной телефонной сети. В дополнение ко всему на 6 с лишним часов замолчали телефоны аварийных служб.

Чтобы исправить положение, Deutsche Telekom раздала части абонентов, которым была необходима постоянная связь, мобильные телефоны. Помимо этого в центре Ройтлингена была установлена мачта с мобильным передатчиком для сети D1, удвоившая общее число радиоканалов. Однако полностью компенсировать потерю коммутатора не удалось, так как ограниченная полоса разрешенных частот не позволяла организовать требуемое число каналов.

Телефонное обслуживание вернулось в норму лишь через 2 недели после пожара.

 Пожар на телефонном коммутаторе в Хинсдейле. США, 1988 г.

9 мая 1988 года на центральном коммутаторе компании Illinois Bell Telephone из-за короткого замыкания возник пожар. Произошло это в небольшом американском городке Хинсдейл, расположенном в 32 км к юго-западу от Чикаго. Телефонная связь прервалась сразу же после возгорания, что помешало оперативно сообщить о происшествии в аварийные службы. В результате пожарная команда прибыла только через 45 минут. Работать ей пришлось в особенно сложных условиях, поскольку на коммутаторе не оказалось системы аварийного отключения электроснабжения.

Пожар не только нанес физический ущерб зданию и оборудованию коммутатора, но и надолго нарушил телефонную связь. Больше недели 38 тыс. абонентов не могли позвонить не только в другой город, но и в соседний офис, что, конечно же, серьезно повредило местному бизнесу.

Сильно пострадала и связь с аварийными службами, которая была восстановлена только не следующий день после пожара. Полностью же возобновить телефонное обслуживание удалось лишь к 20 мая.

 Перегрузка сети. Великобритания, январь 2000 г.

Встреча нового тысячелетия ознаменовалась в Великобритании тем, что сети всех четырех операторов мобильной связи оказались перегружены – многие хотели поздравить своих родственников и знакомых. Особенно остро эту проблему ощутили абоненты сети Vodafone в Шотландии и Северной Ирландии.

 Отказ сети Vodafone. Великобритания, 2002 г.

Полный выход из строя АТС мобильной связи, который произошел в январе 2002 года, вызвал перегрузку и даже временное отключение сотовой сети компании Vodafone в Великобритании.

Это случилось из-за аппаратной неисправности коммутатора, которая заставила направлять весь входящий и исходящий трафик северо-западных областей Англии через общенациональную сеть оператора. В результате на протяжении 11 часов телефонные услуги были либо вовсе недоступны, либо предоставлялись с большой задержкой.

 Отказ сети O2. Шотландия, ноябрь 2002 г.

29 ноября 2002 года мобильные телефоны тысяч абонентов сети О2 в Шотландии и Северной Ирландии замолчали. Как оказалось, при проведении технического обслуживания коммутатора вблизи шотландского города Глазго внезапно прекратилась подача питающего напряжения, и сеть полностью вышла из строя. Частично восстановить связь удалось через час, а на возобновление телефонного обслуживания в полном объеме ушло более 5 часов.

Отказ сети Orange. Великобритания, август 2001 г.

В августе 2001 года возникли серьезные перебои в работе мобильной сети Orange, в результате чего остались без сотовой связи абоненты в графствах Ридинг и Беркшир.
Неисправность возникла при проведении технического обслуживания на коммутационном центре из-за дефектной платы.

Отказ сети O2. Великобритания, август 2001 г.

Еще один серьезный сбой в работе сети О2 произошел 26 августа 2001 года из-за отключения питания регионального коммутационного центра в Йейте пригороде Бристоля. Мобильной телефонной связи тогда лишились многие абоненты юго-запада Англии и некоторых районов Уэльса.

Хотя электроснабжение удалось восстановить уже через 3 часа, в полном объеме услуги связи стали доступны лишь через 6 часов, так как потребовалось время на проверку базы данных. Но и после этого в течение некоторого времени сеть оставалась перегруженной из-за множества коротких сообщений SMS и уведомлений голосовой почты.

 Отказ сети Orange. Великобритания, март 2002 г.

В течение почти всего вторника 19 марта 2002 года тысячи абонентов мобильной сети Orange не могли ни позвонить, ни ответить на вызов. Это произошло из-за отказа оборудования на коммутационном центре в районе Мерсейсайд, но последствия затронули всю территорию страны.

 Выход из строя сети Vodafone. Испания, февраль 2003 г.

20 февраля 2003 года на протяжении 7 часов без связи оставалось 8,7 млн. абонентов мобильной сети Vodafone в Испании.

Вероятно это было связано с неполадками в центральном коммутационном центре, однако никакого внешнего воздействия, которое могло бы привести к такому отказу, выявлено не было. Сразу же после устранения неисправности на службу технической поддержки Vodafone обрушился такой поток вызовов, что она оказалась полностью блокированной.

Выводы

Как показывает анализ последних катастроф и аварий, существует множество факторов, препятствующих использованию сотовых сетей в интересах служб ЧС. К их числу необходимо отнести вероятность физического уничтожения или повреждения оборудования, перегрузку каналов связи, отсутствие приоритетного доступа, ограниченный территориальный охват, недостаточные возможности подключения, проблемы совместимости различных систем.

Катастрофы, как правило, наносят серьезный урон телекоммуникационной инфраструктуре общего пользования и провоцируют резкое возрастание нагрузки на каналы связи. А возникающие при этом внешние факторы намного затрудняют управление спасательными работами по таким сетям и координацию действия спасателей. Повреждение инфраструктуры, в свою очередь, приводит к перегрузке оставшихся ресурсов общего пользования, в результате устанавливать и поддерживать эффективную связь становится еще сложнее.

Нельзя не отметить и того, что проблемы связи при многих катаклизмах усугубляются несовместимостью систем различных организаций. Эффективность действия спасательных команд зачастую снижается из-за отсутствия сотрудничества между службами ЧС и неспособностью некоторых из них осуществлять четкое оперативное управление.

И, наконец, совершенно очевидна опасность отказа телекоммуникационных инфраструктур общего пользования по техническим причинам. Это делает их малопригодными для служб ЧС, где необходима очень высокая отказоустойчивость и надежность связи.